Сайт онлайн радио Imagination загружается...


Слушать онлайн радио
Поток 64 кбит/с
(aac+)
пока сайт загружается,
вы можете уже слушать наше онлайн радио


Загрузка

Каталог статей

Восприятие музыки

Статьи от TENDERa 25.04.2024 в 11:04 2799 просмотров 0 комментариев

Восприятие музыки представляет собой процесс раскодирования слушателем чувств и мыслей, заложенных в музыкальное произведение композитором и воспроизведенных исполнителем. Как бы живущая в музыке душа композитора вступает в своеобразный диалог с душой слушателя, и таким образом эмоциональный опыт прошлых поколений передается последующим.


Для того чтобы передать что-то с помощью музыки, нужно знать ее язык. Под термином музыкальный язык в традиционном музыковедении понимается совокупность всех средств музыкальной выразительности.
В процессе изучения "другого музыкального языка" не надо зубрить иностранные слова. Знакомство с ним происходит через вхождение человека в иной звуковой мир и восприятия музыки, приобщение его к новой культуре, иному мироощущению.


Для этого нужно как можно больше слушать разной музыки хорошего качества и обязательно в хорошем исполнении; слушать и учиться слышать — распознавать ее особенности.


Не всегда то, что было замыслено композитором при написании им своего сочинения, в адекватной форме воссоздается в сознании слушателя. В силу своей многозначности конкретизация музыкального образа у разных слушателей может оказаться различной. То, что видят различные люди в музыкальных образах, представляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зеркало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов, подобно образам сновидений, представляет богатый материал для нахождения в прошлом опыте зон подавленного конфликта и заблокированных переживаний, которые сказываются на нынешнем состоянии души и тела.


Исследования показывают, что эффект, производимый музыкальным произведением на слушателя, часто зависит не столько от содержания самого музыкального произведения, сколько от того, каковы особенности психологического склада слушателя, какие были условия его воспитания и как складывался его музыкальный опыт. Восприятие музыки может быть различным. Музыку по-своему "слышит" каждая эпоха, ее по-разному воспринимает один и тот же человек в зависимости от психологического состояния.
Примечательно, что новое произведение слушатели всегда сравнивают с тем, что они слышали раньше, а затем осознанно или чаще неосознанно включают его в знакомый им контекст. Если новая музыка обладает яркими признаками (например, известного жанра), то она вызывает в воображении слушателя знакомые образы (присущие этому жанру).


Если же произведение настолько незнакомо, необычно, неожиданно, что не в состоянии вызвать в слушательском воображении соответствующий контекст, то оно не будет воспринято как художественно содержательная музыка. Как ни печально, но это в равной степени относится как и к шедевру, так и к самой заурядной композиции.


По восприятию музыки люди делятся на зависимых и чувствительных. Для первых мелодический фон — акустический наркотик, повышающий адреналин — у человека исчезает чувство одиночества, страха. Для второго типа людей музыка неприятна — им предпочтительнее тишина. Но абсолютная тишина для человека еще более разрушительна. Если человека искусственно "погрузить” в "звуковой вакуум”, то он больше 40 часов не выдержит. В шумоизоляции теряется чувство реальности, уменьшается пульс, начинается депрессия. Недаром в средние века в монастырях громким пением и игрой на музыкальных инструментах спасались от искушений дьявола.


Однако не существует фатальной зависимости между музыкальными предпочтениями, намертво связанными с динамическими характеристиками темперамента. Вместе с ростом музыкального опыта и расширением кругозоров развиваются музыкальные способности, совершенствуются психодинамические показатели биоритмики мозга и слушателям начинает нравиться и та музыка, которая по своему настроению первоначально была далека от их природного темперамента. Было выявлено, что чем обширнее музыкальный опыт молодого слушателя, тем труднее ему выбрать понравившееся произведение из ряда прослушанных. Они все могут оцениваться высоко, несмотря на самое разное настроение, выражаемое в этих произведениях.


Психотерапевтический эффект от прослушиваемой музыки во внешнем плане проявляется в разрядке внутреннего переживания во внешнем движении, спектр которых может быть от легких покачиваний тела и рук до неудержимого плача. Во внутреннем плане интенсивное переживание музыки влечет за собой оживление далеких, но, тем не менее, продолжающихся оставаться аффективно значимыми, переживаний. Один образ по ассоциативной связи вытягивает за собой другой и перед человеком разворачивается его собственная жизнь, окрашиваемая в различные настроения воспринимаемой музыкой.


Для того чтобы музыка подействовала на слушателя наибольшим образом, его необходимо для этого специально настроить и подготовить. Эта настройка заключается в том, что надо сесть в удобной позе, расслабиться и сосредоточиться на звуках музыки. Их нельзя слушать без должного внимания, отвлекаясь при этом на какие-либо посторонние дела. Из реальной жизни надо постараться шагнуть в другой, воображаемый мир, мир причудливых образов, настроений и красок. По существу любое восприятие музыки представляет собой разновидность медитации, называемой недирективной, т. е. свободной от какого-то навязывания извне. Очень важно уметь неотрывно следить внутренним слухом за звучащей мелодией, ни на мгновение на отпуская ее из зоны своего внимания. Мелодия должна стать той тропинкой, по которой слушатель пойдет и посетит самые потаенные уголки души - как своей, так и композитора, который эту музыку создал.


Любое целенаправленное восприятие с концентрацией внимания на объекте может быть охарактеризовано как медитативный процесс, потому что, наблюдая объект и размышляя о нем, человек как бы сливается с ним и начинает его видеть как будто изнутри, глубоко постигая его внутренние сущности и закономерности.  Смысл музыкальной медитации, заключается в соединении звучащей музыки со зрительными образами и специальными формулами внушения. Можно говорить о недирективной и директивной медитации во время слушания музыки. Недирективная медитация имеет место тогда, когда слушатель свободно отдается образам и ассоциациям, возникающим у него в процессе наблюдения за развитием музыкального содержания. Директивная медитация представляет собой формирование определенной и конкретной направленности переживания, что осуществляется с помощи показа специально подобранных слайдов и произнесения формул внушения. Если принять во внимание имеющиеся данные о локализации переработки вербальной информации в левом полушарии головного мозга, а невербальной - в правом, то соединение зрительных и музыкальных образов, с одной стороны, и формул вербального внушения, с другой - дает возможность синтезировать работу головного мозга, т. е. активно воздействовать на сознание личности человека и систему его отношений к жизни.

Чтобы оставлять комментарии, необходимо войти или зарегистрироваться